Тимофе́ева Нина Владимировна (р. 1935), артистка балета, народная артистка СССР (1969). С 1953 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, в 1956-88 в Большом театре. Партии: Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Мехменэ-Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна), леди Макбет («Макбет» К. В. Молчанова) и др. Одна из ведущих трагических актрис классического балетного театра 60-70-х гг., Тимофеева оказалась чуткой и к исканиям современных хореографов. С 1991 работает в Израиле.
* * *
ТИМОФЕЕВА Нина Владимировна - ТИМОФЕ́ЕВА Нина Владимировна (р. 11 июня 1935, Ленинград), российская артистка балета. Народная артистка СССР (1969).
По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог Н. А. Камкова) в 1953-55 в Ленинградском театре оперы и балета им.С. М. Кирова (ныне Мариинский). В 1956-88 в Большом театре. Тимофеева успешно выступала в классическом репертуаре: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Жизель («Жизель» А. Адана), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова) и др. Но гораздо ближе ей оказалась современная хореография. Тимофеева - одна из крупнейших трагических актрис балетного театра второй половины 20 века. Обладая масштабностью движений, большим шагом, высоким, сильным прыжком, четкостью и динамикой вращениЙ, она всегда подчиняла технику актерским задачам роли, выявлению сути и смысла образа. Ее виртуозный, академически строгий танец сочетал «лед и пламень», внутреннюю экспрессию и внешний лаконизм выразительных средств. Балерина тяготела к характерам психологически сложным, противоречивым, драматически-насыщенным. Ее героини - женщины волевые, умные и гордые, одержимые одной страстью: будь то сила поглощающей их любви или неистовая жажда власти, ради достижения которой они переступают все запреты. Хореографическим откровением стал у Тимофеевой образ Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» А. Д. Меликова, поставленной Ю. Н. Григоровичем (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич). За сдержанной исполнительской манерой балерина скрывала безысходность страданий восточной царицы, боль отверженности и одиночества, напряженное борение чувств, доведенных до трагического накала.
Помимо «Легенды о любви» Тимофеева была участницей еще двух этапных премьер Григоровича - «Каменного цветка» С. С. Прокофьева (Хозяйка Медной горы) и «Спартака» А. И. Хачатуряна (Эгина). Для нее ставили спектакли Л. М. Лавровский (см. ЛАВРОВСКИЙ Леонид Михайлович) («Ночной город» на музыку Б. Бартока), О. М. Виноградов (см. ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович) («Асель» В. А. Власова) и В. В. Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович) («Макбет»). Партия Леди Макбет - одна из вершин творчества балерины. Но эта роль неотделима от личной трагедии. Музыку к «Макбету» написал ее муж, известный композитор К. В. Молчанов (см. МОЛЧАНОВ Кирилл Владимирович). Через два года после успешно прошедшей премьеры он умер в ложе Большого театра именно во время просмотра «Макбета».
Тимофеева много снималась в оригинальных телебалетах, созданных специально для нее: «Федра» А. Л. Локшина, «Белые ночи» на музыку А. Шенберга, «Московская фантазия» на музыку В. П. Артемова, «Три карты» К. В. Молчанова. Ее творчеству посвящено два телефильма - «Как сердцу высказать себя?» и «Еще немного о балете».
В 1989 по окончании выступлений на сцене, Тимофеева начала работать балетмейстером-репетитором Большого театра, а в 1991 уехала в Израиль со своей дочерью Надей, молодой одаренной балериной, выпускницей Московского хореографического училища. Занимается педагогической и одновременно балетмейстерской деятельностью, сочиняет хореографические номера для своих учениц.